Признаки и функции концепт-символа «Комета» в одноименном стихотворении А. Блока (К 140-летию со дня рождения)
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-6-74-82
Аннотация
В статье обосновывается целесообразность включения в терминосистему лингвопоэтики понятия концепт-символ, эвристический потенциал которого подтверждается путем анализа стихотворения А. Блока «Комета». Важным признаком концепт-символа, установленным с помощью методов этимологического, лексического, полевого, контекстологического и концептуального анализа, является способность формировать концептуальное поле, не только обладающее текстообразующим потенциалом, но и тесно связанное с идеей художественного произведения. Концепт- символ принимает активное участие в организации индивидуально-авторской картины мира, привнося в нее черты неомифа. Эти качества отличают его от символа-образа, который в стихотворении А. Блока используется локально, служит для связи элементов концептосферы и расстановки логических акцентов, а также от концепта-фрейма, который формирует сюжетную составляющую стихотворения.
Об авторе
А. Т. ГрязноваРоссия
Анна Тихоновна Грязнова, кандидат филологических наук, профессор, кафедра русского языка, Институт филологии
ул. М. Пироговская, д. 1/1, г. Москва, 119435, Россия
Список литературы
1. Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология. Ценностно смысловое пространство языка: учеб. пособие. – М., 2010.
2. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структу- ре текста: антология. – М., 1997.
3. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. – Воро- неж, 1996.
4. Бакирова А. А. Антропоморфные признаки в структурах концептов звезда и star // Аксиологическое пространство русской словесности: традиции и перспективы изучения. Материалы Международной научной конференции «Кусковские чтения. Аксиологическое про- странство русской словесности: традиции и перспективы изучения», г. Москва, 3–6 октября 2019 г. – М., 2019. – С. 717– 724.
5. Бакирова А. А., Пименова М. В. Символические признаки концепта звезда в современной русской поэзии // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер.: Филологические науки. – 2020. – № 1 (144). – С. 152–159.
6. Ватман С. В. К исследованию понятия символа в философии культуры Андрея Белого // Вестник СПбГУКИ. – 2016. – № 1 (26). – С. 48–53.
7. Гаврилов Д. А., Ермаков С. Э. Небесная мифология славян. Круг времен. – М., 2018. Зеленецкий А. А. Эпитеты литературной русской речи. – М., 1913.
8. Пименова М. В. Душа и дух: особенности концептуализации. – Кемерово, 2004. Пименова М. В. ЛЕБЕДЬ: СЛОВО & СИМ- ВОЛ // Язык, культура, этнос: сб. статей к 65-летнему юбилею профессора З. К. Дербишевой. Сер.: Концептуальный и лингвальный миры. – СПб., 2017. – С. 62–71.
9. Шелестюк Е. В. Представленность символа в структуре понятия // Mentalitat und Mentales. – Landau, 2003. – S. 32–45.
Рецензия
Для цитирования:
Грязнова А.Т. Признаки и функции концепт-символа «Комета» в одноименном стихотворении А. Блока (К 140-летию со дня рождения). Русский язык в школе. 2020;81(6):74-82. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-6-74-82
For citation:
Gryaznova A.T. Features and Functions of Alexander Blok’s Concept-symbol «Comet» in the Poem of the Same Name (To the 140th Anniversary of the Birth). Russian language at school. 2020;81(6):74-82. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-6-74-82