Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Признаки и функции концепт-символа «Комета» в одноименном стихотворении А. Блока (К 140-летию со дня рождения)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-6-74-82

Полный текст:

Аннотация

В статье обосновывается целесообразность включения в терминосистему лингвопоэтики понятия концепт-символ, эвристический потенциал которого подтверждается путем анализа стихотворения А. Блока «Комета». Важным признаком концепт-символа, установленным с помощью методов этимологического, лексического, полевого, контекстологического и концептуального анализа, является способность формировать концептуальное поле, не только обладающее текстообразующим потенциалом, но и тесно связанное с идеей художественного произведения. Концепт- символ принимает активное участие в организации индивидуально-авторской картины мира, привнося в нее черты неомифа. Эти качества отличают его от символа-образа, который в стихотворении А. Блока используется локально, служит для связи элементов концептосферы и расстановки логических акцентов, а также от концепта-фрейма, который формирует сюжетную составляющую стихотворения.

Об авторе

А. Т. Грязнова
Московский педагогический государственный университет
Россия

Анна Тихоновна Грязнова, кандидат филологических наук, профессор, кафедра русского языка, Институт филологии

ул. М. Пироговская, д. 1/1, г. Москва, 119435, Россия



Список литературы

1. Алефиренко Н. Ф. Лингвокультурология. Ценностно смысловое пространство языка: учеб. пособие. – М., 2010.

2. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структу- ре текста: антология. – М., 1997.

3. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. – Воро- неж, 1996.

4. Бакирова А. А. Антропоморфные признаки в структурах концептов звезда и star // Аксиологическое пространство русской словесности: традиции и перспективы изучения. Материалы Международной научной конференции «Кусковские чтения. Аксиологическое про- странство русской словесности: традиции и перспективы изучения», г. Москва, 3–6 октября 2019 г. – М., 2019. – С. 717– 724.

5. Бакирова А. А., Пименова М. В. Символические признаки концепта звезда в современной русской поэзии // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Сер.: Филологические науки. – 2020. – № 1 (144). – С. 152–159.

6. Ватман С. В. К исследованию понятия символа в философии культуры Андрея Белого // Вестник СПбГУКИ. – 2016. – № 1 (26). – С. 48–53.

7. Гаврилов Д. А., Ермаков С. Э. Небесная мифология славян. Круг времен. – М., 2018. Зеленецкий А. А. Эпитеты литературной русской речи. – М., 1913.

8. Пименова М. В. Душа и дух: особенности концептуализации. – Кемерово, 2004. Пименова М. В. ЛЕБЕДЬ: СЛОВО & СИМ- ВОЛ // Язык, культура, этнос: сб. статей к 65-летнему юбилею профессора З. К. Дербишевой. Сер.: Концептуальный и лингвальный миры. – СПб., 2017. – С. 62–71.

9. Шелестюк Е. В. Представленность символа в структуре понятия // Mentalitat und Mentales. – Landau, 2003. – S. 32–45.


Рецензия

Для цитирования:


Грязнова А.Т. Признаки и функции концепт-символа «Комета» в одноименном стихотворении А. Блока (К 140-летию со дня рождения). Русский язык в школе. 2020;81(6):74-82. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-6-74-82

For citation:


Gryaznova A.T. Features and Functions of Alexander Blok’s Concept-symbol «Comet» in the Poem of the Same Name (To the 140th Anniversary of the Birth). Russian language at school. 2020;81(6):74-82. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-6-74-82

Просмотров: 511


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)