«Когда я буду бабушкой – Годов через десяточек…»: сочинения школьников о пожилом возрасте и старости
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-6-32-41
Аннотация
Цель статьи – оценить коммуникативные, смысловые, структурные аспекты текстовой деятельности школьников, установить актуальный смысловой состав концептуальной области, связанной с пожилым возрастом, типы применяемых речевых действий при вербализации смыслов в процессе неподготовленной письменной речевой деятельности. Материал: тексты сочинений «Старый человек, какой он?»; «Старость, какая она?», «В старости я буду…», написанные учащимися VII классов средних школ г. Омска в 2020 г. Методы: комплексный анализ, в рамках которого выявлялись коммуникативные (речевые стратегии и тактики, тип коммуникации), когнитивные (способы актуализации смыслов, когнитивных структур), семантические (отбор слов, распределение предметных признаков, выделение предикатов и пр.) параметры. Результаты исследования: выявлено доминирование вариативно развивающихся типовых сценариев, связанных с наличием в языковом сознании определенных когнитивных фрагментов, воздействие социальных стереотипов, связанных с возрастом, старостью, старым человеком. Выводы: хорошее владение коммуникативными нормами и структурой рассуждения, преобладание Я-коммуникации, отсутствие зависимости между выбором коммуникативной модели и формулировкой темы; наличие в концептуальной области пожилого возраста актуальных смысловых пространств и когнитивных структур: семьи – «любовь к детям, внукам, забота, помощь» / «ненужность»; образа жизни – «физическая и интеллектуальная активность», «здоровье» / «отсутствие интересов», «болезни», жизни как прошлого – настоящего – будущего – «работа, деньги, бизнес», «радость, веселье, наслажденье», «грусть, немощь», человека – «разные типы пожилых людей», «жизнерадостность» / «ворчливость», «опыт», «мудрость»; характер применяемых речевых действий в процессе письменной речевой деятельности состоит в наделении качеством, передаче деятельности субъекта – человека и его возрастного состояния с помощью ограниченного круга базовой для смыслового поля возраста лексики (пожилой, старый, старик, бабушка, дедушка, стареть); представление традиционных для русской культуры стереотипов многопоколенной семьи, взаимной заботы и формирование новых стереотипов активной, радостной и счастливой старости.
Об авторе
Л. О. БутаковаРоссия
Лариса Олеговна Бутакова, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка, славянского и классического языкознания
проспект Мира, д. 55-А, г. Омск, 644077, Россия
Список литературы
1. Бутакова Л. О. Динамика развития языковой способности и речевой компетенции носителей русского языка: Региональное экспериментальное исследование. – Омск, 2010.
2. Бутакова Л. О. Книга – источник знаний? (Субъективная семантика лексем книга, компьютер, планшет, интернет) // Русский язык в школе. – 2019. – № 4. – С. 37–44. DOI: 10.30515/01316141-2019-80-4-36-44.
3. Бутакова Л. О. Старость как концептуальный феномен: региональный и возрастной аспекты ассоциативной семантики // Психолингвистика. Серия: Филология. – 2018. – Т. 23, – № 2. – С. 25–39. DOI 10.5281/zenodo.1205003.
4. Бутакова Л. О. Старый – молодой – дед: динамика субъективной семантики слова // Филологический класс. – 2018. – № 2(52). – C. 95–101. DOI:10.26710/fk18-02-16.
5. Бутакова Л. О. Языковая способность и речевая компетенция школьников: анализ сформированности когнитивных механизмов // Вестник ВолГУ. – 2016. – № 4. – С. 40–52. DOI: 10.15688/jvolsu2.2016.4.4 [Бутакова 2016б].
6. Бутакова Л. О. Языковая способность, речевая компетенция в формате не-/естественной письменной речи (на материале сочинений школьников) // Вестник КемГУ. – 2016. – № 3. – С. 101–110. DOI: 10.21603/2078-8975-2016-3-101-110 [Бутакова 2016а].
7. Бутакова Л. О., Гуц Е. Н., Козловская Е. А. Детство в дискурсивном пространстве региона: комплексный анализ ценностных фрагментов языкового сознания и институциональных коммуникаций. – Омск, 2018.
8. Бутакова Л. О., Гуц Е. Н., Орлова Н. В. Проект «Региональное языковое сознание: возрастной аспект» // Вопросы психолингвистики. – 2018. – 2 (36). С. 146–168. DOI:10.30982/2077-5911-2-146-167.
9. Гольдин В. Е. Возрастная динамика словесных ассоциаций школьников // Язык в движении: к 70-летию Л. П. Крысина. – М., 2007. – С. 126–137 [Гольдин 2007а].
10. Гольдин В. Е. Личная сфера школьника по данным ассоциативного словаря // Вопросы психолингвистики. – 2007. – № 5. – С. 94–99 [Гольдин 2007б].
11. Гольдин В. Е., Сдобнова А. П., Мартьянов А. О. Русский ассоциативный словарь: ассоциативные реакции школьников I–XI классов: в 2 т. – Саратов, 2011.
12. Гридина Т. А. Вербальная креативность ребенка: от истоков словотворчества к языковой игре. – Екатеринбург, 2018 [Гридина 2018а].
13. Гридина Т. А. Метафоры детской речи как феномен лингвокреативного мышления и поэтической одаренности // Лингвистика креатива – 4 / под общ. ред. Гридиной Т. А. – Екатеринбург, 2018б. – С. 11–39 [Гридина 2018б].
14. Гуц Е. Н. Ассоциативный словарь подрос ка. – Омск, 2004.
15. Гуц Е. Н. Психолингвистическое исследование языкового сознания подростка. – Омск, 2005.
16. Доценко Т. И. Активные процессы в лексиконе подростка // Русский язык сегодня: активные языковые процессы конца XX века. – М., 2003. – Вып. 2. – С. 139–147.
17. Доценко Т. И. Категориальность и ментальный лексикон // Социо- и психолингвистические исследования. – 2011. – № 15. – С. 74–85.
18. Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III–VIII классов // Н. И. Жинкин. Язык. Речь. Творчество. Исследования по семиотике, психолингвистики, поэтике. – М., 1998. – С. 183–219.
19. Коммуникативное поведение младшего школьника / Н. А. Лемяскина, И. А. Стернин. – Воронеж, 2000 [Лемяскина, Стернин 2000].
20. Никитина Л. Б., Салимьянова И. В. Образ пожилого человека в русской языковой картине мира. – Омск, 2013.
21. Овчинникова И. Г. Входящие и исходящие связи слова в ментальном лексиконе младшего школьника // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2018. – № 189. – С. 160–169.
22. Овчинникова И. Г., Береснева Н. И., Дубровская Л. А., Пенягина Е. Б. Лексикон младшего школьника (характеристика лексического компонента языковой компетенции). – Пермь, 2000.
23. Орлова Н. В. Речь школьника на уроках словесности: онтолингвистический и дискурсивный подходы. – Омск, 2010.
24. Пищальникова В. А. Языковая личность: ментальные основания языковой способности // Филологический ежегодник. – Вып. 4. – Омск, 2002.
25. Рогожникова Т. М. Психолингвистическое исследование функционирования многозначного слова. – Уфа, 2000.
26. Сдобнова А. П. Лексикон школьника как динамическая система. – Саратов, 2015.
27. Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. – М., 2009.
28. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. – М, 2000.
Рецензия
Для цитирования:
Бутакова Л.О. «Когда я буду бабушкой – Годов через десяточек…»: сочинения школьников о пожилом возрасте и старости. Русский язык в школе. 2020;81(6):32-41. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-6-32-41
For citation:
Butakova L.O. «When I am a Grandma – in Ten Years or So...»: Schoolchildren’s Compositions about Elderly and Old Age. Russian language at school. 2020;81(6):32-41. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-6-32-41