Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Проектная деятельность учащихся на материале прозвищ

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-6-14-22

Полный текст:

Аннотация

В статье рассмотрены методологические вопросы проектной деятельности учащихся, осуществляемой на материале прозвищ. Обозначены актуальные типы и виды проектов, уточнена связь проектов с учебным предметом «Русский язык», описаны этапы работы над проектами, дана общая характеристика итогов проектной деятельности. Рассмотрены типичные ошибки школьников, допускаемые в проектах на материале прозвищ, среди которых: отступления от норм (в том числе этических); неоправданная узость тематики проектов; неграмотное употребление ономастической терминологии; некорректность формулировок и предлагаемых классификаций и др. Даны рекомендации по реализации конкретных проектов, в частности предложен и пояснен ряд тем, рас- ширяющих круг традиционных формулировок; описаны приемы сбора данных и варианты предcтавления результатов (продуктов) проектной деятельности. Сделаны выводы о том, что учебные проекты на материале прозвищ могут найти применение в учебном, образовательном и воспитательном процессах в ходе формирования и развития компетенций учащихся, т. е. в процессе формирования полноценной языковой, социальной, социокультурной личности.

Об авторе

М. В. Боброва
Институт лингвистических исследований, Российская академия наук
Россия

Мария Владимировна Боброва, кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Словарный сектор

Тучков пер., д. 9, г. Санкт-Петербург, 199004, Россия



Список литературы

1. Беднарская Л. Д. Проектная деятельность на каждом уроке // Русский язык в школе. – 2015. – № 4. – С. 6–9; № 5. – С. 3–4.

2. Боброва М. В. О школьных прозвищах – в помощь учителю // Русский язык в школе. – 2019. – № 4. – Т. 80. – С. 24–30. DOI: 10.30515/0131-6141-2019-80-4-24-30 [Боброва 2019а].

3. Боброва М. В. «Портреты» грызунов в современных пермских прозвищах // Этнолингвистика. Ономастика. Этимология: материалы IV междунар. науч. конф. (Екатеринбург, 9–13 сентября 2019 г.). – Екатеринбург, 2019. – С. 40–42. DOI: 10.31168/7996–2700–3.13 [Боброва 2019б].

4. Боброва М. В. «Портреты» грызунов в современных прозвищах коми-пермяков, жителей Пермского края // Финно-угорский мир в полиэтничном пространстве России: культурное наследие и новые вызовы. Сб. ст. по мат-лам VI Всерос. науч. конф. финно-угроведов (Ижевск, 4–7 июня 2019 г.) – Ижевск, 2019. – С. 182–185 [Боброва 2019в].

5. Бондаренко М. А. Формирование исследовательских навыков учащихся в процессе подготовки проектов «Числительное в письменном тексте» и «Словарь языка писателя» // Русский язык в школе. – 2015. – № 9. – С. 22–27.

6. Вахрушева Л. М. Применение проективного метода на уроках русского языка // Русский язык. – 2007. – № 14. – С. 35–36.

7. Волкова Н. А. О русских прозвищах // Вальтер Х., Мокиенко В. М. Большой словарь русских прозвищ. – М., 2007. – С. 28–33.

8. Волкова Н. И. Современная антропонимия в лингвосоциокультурном пространстве республики Коми: учебное пособие. – Сыктывкар, 2007.

9. Громова В. И. Организация работы над индивидуальным итоговым проектом по русскому языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 12(66): в 4 ч. – Ч. 4. – С. 202–204.

10. Ерохина Е. Л. Воспитываем исследователей на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2015. – № 1. – С. 17–21 [Ерохина 2015а].

11. Ерохина Е. Л. Методологические подходы к обучению субъектов исследовательской деятельности основам академической культуры // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 4–2 (111). – С. 298–301. [Ерохина 2015б].

12. Ерохина Е. Л. Научно-практическая конференция школьников как речевое событие // Русский язык в школе. – 2014. – № 2. – С. 7–11.

13. Ерохина Е. Л. Прививаем юным исследователям грамотность на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2015. – № 2. – С. 24–27 [Ерохина 2015в].

14. Ерохина Е. Л. Прививаем юным исследователям грамотность на уроках русского языка (Окончание) // Русский язык в школе. – 2015. – № 3. – С. 25–28 [Ерохина 2015г].

15. Никонов В. А. Введение в топонимику. – 2-е изд. – М., 2011.

16. Селищев А. М. Происхождение русских фамилий, имен и прозвищ // Селищев А. М. Труды по русскому языку. Т. 1. Язык и общество / сост. Б. А. Успенский, О. В. Никитин. – М., 2003. – С. 387–422.

17. Соколова Ю. А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2008. – № 3. – С. 3–10.


Для цитирования:


Боброва М.В. Проектная деятельность учащихся на материале прозвищ. Русский язык в школе. 2020;81(6):14-22. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-6-14-22

For citation:


Bobrova M.V. Project Activity of Students Based on the Material of Nicknames. Russian language at school. 2020;81(6):14-22. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-6-14-22

Просмотров: 43


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)