Проектная деятельность учащихся на материале прозвищ
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-6-14-22
Аннотация
В статье рассмотрены методологические вопросы проектной деятельности учащихся, осуществляемой на материале прозвищ. Обозначены актуальные типы и виды проектов, уточнена связь проектов с учебным предметом «Русский язык», описаны этапы работы над проектами, дана общая характеристика итогов проектной деятельности. Рассмотрены типичные ошибки школьников, допускаемые в проектах на материале прозвищ, среди которых: отступления от норм (в том числе этических); неоправданная узость тематики проектов; неграмотное употребление ономастической терминологии; некорректность формулировок и предлагаемых классификаций и др. Даны рекомендации по реализации конкретных проектов, в частности предложен и пояснен ряд тем, рас- ширяющих круг традиционных формулировок; описаны приемы сбора данных и варианты предcтавления результатов (продуктов) проектной деятельности. Сделаны выводы о том, что учебные проекты на материале прозвищ могут найти применение в учебном, образовательном и воспитательном процессах в ходе формирования и развития компетенций учащихся, т. е. в процессе формирования полноценной языковой, социальной, социокультурной личности.
Об авторе
М. В. БоброваРоссия
Мария Владимировна Боброва, кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Словарный сектор
Тучков пер., д. 9, г. Санкт-Петербург, 199004, Россия
Список литературы
1. Беднарская Л. Д. Проектная деятельность на каждом уроке // Русский язык в школе. – 2015. – № 4. – С. 6–9; № 5. – С. 3–4.
2. Боброва М. В. О школьных прозвищах – в помощь учителю // Русский язык в школе. – 2019. – № 4. – Т. 80. – С. 24–30. DOI: 10.30515/0131-6141-2019-80-4-24-30 [Боброва 2019а].
3. Боброва М. В. «Портреты» грызунов в современных пермских прозвищах // Этнолингвистика. Ономастика. Этимология: материалы IV междунар. науч. конф. (Екатеринбург, 9–13 сентября 2019 г.). – Екатеринбург, 2019. – С. 40–42. DOI: 10.31168/7996–2700–3.13 [Боброва 2019б].
4. Боброва М. В. «Портреты» грызунов в современных прозвищах коми-пермяков, жителей Пермского края // Финно-угорский мир в полиэтничном пространстве России: культурное наследие и новые вызовы. Сб. ст. по мат-лам VI Всерос. науч. конф. финно-угроведов (Ижевск, 4–7 июня 2019 г.) – Ижевск, 2019. – С. 182–185 [Боброва 2019в].
5. Бондаренко М. А. Формирование исследовательских навыков учащихся в процессе подготовки проектов «Числительное в письменном тексте» и «Словарь языка писателя» // Русский язык в школе. – 2015. – № 9. – С. 22–27.
6. Вахрушева Л. М. Применение проективного метода на уроках русского языка // Русский язык. – 2007. – № 14. – С. 35–36.
7. Волкова Н. А. О русских прозвищах // Вальтер Х., Мокиенко В. М. Большой словарь русских прозвищ. – М., 2007. – С. 28–33.
8. Волкова Н. И. Современная антропонимия в лингвосоциокультурном пространстве республики Коми: учебное пособие. – Сыктывкар, 2007.
9. Громова В. И. Организация работы над индивидуальным итоговым проектом по русскому языку // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – № 12(66): в 4 ч. – Ч. 4. – С. 202–204.
10. Ерохина Е. Л. Воспитываем исследователей на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2015. – № 1. – С. 17–21 [Ерохина 2015а].
11. Ерохина Е. Л. Методологические подходы к обучению субъектов исследовательской деятельности основам академической культуры // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 4–2 (111). – С. 298–301. [Ерохина 2015б].
12. Ерохина Е. Л. Научно-практическая конференция школьников как речевое событие // Русский язык в школе. – 2014. – № 2. – С. 7–11.
13. Ерохина Е. Л. Прививаем юным исследователям грамотность на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2015. – № 2. – С. 24–27 [Ерохина 2015в].
14. Ерохина Е. Л. Прививаем юным исследователям грамотность на уроках русского языка (Окончание) // Русский язык в школе. – 2015. – № 3. – С. 25–28 [Ерохина 2015г].
15. Никонов В. А. Введение в топонимику. – 2-е изд. – М., 2011.
16. Селищев А. М. Происхождение русских фамилий, имен и прозвищ // Селищев А. М. Труды по русскому языку. Т. 1. Язык и общество / сост. Б. А. Успенский, О. В. Никитин. – М., 2003. – С. 387–422.
17. Соколова Ю. А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2008. – № 3. – С. 3–10.
Рецензия
Для цитирования:
Боброва М.В. Проектная деятельность учащихся на материале прозвищ. Русский язык в школе. 2020;81(6):14-22. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-6-14-22
For citation:
Bobrova M.V. Project Activity of Students Based on the Material of Nicknames. Russian language at school. 2020;81(6):14-22. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-6-14-22