Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Преодоление дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-3-46-51

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются механизмы разных видов дизорфографии (обусловленной недоразвитием морфологической, фонематической и графической основ орфографической деятельности) у учащихся с общим недоразвитием речи. Представлены основные направления и приемы коррекции дизорфографии, обусловленной недостатками усвоения детьми фонематического и традиционного принципов орфографии, а также принципов графики. Систематическая работа по формированию психологических и языковых компонентов данного вида учебной деятельности в сочетании с преодолением нарушений устной речи обеспечивает успешное усвоение программных требований такими детьми. Используются практические (упражнения, моделирование, конструирование, схематизация, игры), наглядные (наблюдение, рассматривание изображений, демонстрация изображений, результатов практической деятельности, показ стимульного материала), словесные методы (беседа, рассказ, метод языкового анализа и синтеза, решение грамматико-орфографических задач). В статье отражены результаты многолетнего положительного опыта коррекции разных видов дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи. Формирование орфографической деятельности, основ речевой и языковой компетенций, повышение успеваемости по русскому языку становится залогом развития языковой личности ребенка и его саморазвития. Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации методики коррекции дизорфографии у детей с общим недоразвитием речи. Предложенная методика позволяет повысить уровень их орфографической грамотности и осуществлять целенаправленное и управляемое формирование орфографической деятельности. Результаты исследования могут быть использованы в работе логопедических пунктов, образовательных учреждениях, осуществляющих инклюзивное обучение учащихся.

Об авторе

И. В. Прищепова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра логопедии, Институт дефектологического образования и реабилитации, 

ул. М. Посадская, д. 26, г. Санкт-Петербург, 197046



Список литературы

1. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 1966.

2. Бурина Е. Д. Преодоление нарушений письма у школьников (1–5 классы). – СПб., 2016.

3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 2005.

4. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. – М., – 1996.

5. Жуйков С. Ф. Формирование орфографических действий (у младших школьников). – М., 1965.

6. Лопатина Л. В. Логопедическая работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников: монография. – М., 2015.

7. Прищепова И. В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи: монография. – М., 2019.

8. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий: сборник статей / под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. – М., 1968.


Для цитирования:


Прищепова И.В. Преодоление дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи. Русский язык в школе. 2020;81(3):46-51. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-3-46-51

For citation:


Prishchepova I.V. Overcoming Disorthography of Primary Schoolchildren with General Speech Underdevelopment. Russian language at school. 2020;81(3):46-51. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-3-46-51

Просмотров: 26


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)