Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Дислексия. Дисграфия. Инклюзия (Обзор зарубежных работ)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-3-31-45

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается история появления и развития понятий «дислексия», «дисграфия» и «инклюзия». Методами исследования в статье являются: метод концептуализации понятий, метод критической интерпретации, обзорный метод. Термины и понятия «дислексия» и «дисграфия» привлекли внимание врачей в конце XIX – начале XX в. Объяснение причин концентрировалось на медицинских аспектах (офтальмологических факторах, асимметрии головного мозга и т. п.). Только в 1970-е гг. появились лингвистические и социальные аргументации данных отклонений. Число людей с отклонениями в письме и чтении в мире достаточно велико и составляет не менее 10% всего населения. В 1980–1990-е гг. возник вопрос о степени и этапах интеграции учащихся с дислексией и дисграфией в общий учебный процесс. На протяжении XX в. в педагогической практике использовались три модели работы с такими детьми: сегрегация, интеграция и инклюзия. Хотя модель инклюзии (включения) предполагает равноправное участие в учебном процессе всех детей без исключения, тем не менее и в педагогическом сообществе, и среди родителей учащихся нет единого мнения о необходимости широкого внедрения этой модели в образование.

Об авторе

А. В. Зеленин
Университет Тампере
Финляндия

доктор филологических наук, лектор, факультет информационных технологий и коммуникационных наук,

Kalevantie, 4, Tampere, 33100



Список литературы

1. Зеленин А. В. «Цифровизация разрушает стены школы»: опыт школьной диджитализации в Финляндии // Русский язык в школе. – 2019. – № 6. – С. 16–22. https://doi.org/10.30515/0131- 6141-2019-80-6-16-22.

2. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. проф. В. И. Селиверстова. – М., 2015 [Словарь логопеда].

3. Ainscow M., Booth T., Dyson D. Improving schools, developing inclusion. – London, 2006. Biklen D. Inkluusion sosiaalisia konstruktioita: käytännössä oppimassa [Social constructions of inclusion: learning in practice] // Inkluusion haaste koululle: oikeus yhdessä oppimiseen [The Challenge of inclusion to schools. The right to learn together].

4. Murto P., Naukkarinen A., Saloviita T. (Eds.). – Jyväskylä, 2001. Björn P. Erityisopettajan työnkuva tulevaisuudessa // Lasten erityishuolto ja -opetus Suomessa. M. Jahnukainen (toim.). – Tampere, 2012.

5. Booth T., Ainscow M. Index for inclusion developing learning and participation in schools. Centre for Studies in Inclusive Education (CSIE) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.eenet.org.uk/resources/docs/Index%20English.pdf (дата обращения: 09.10.2019).

6. Bowers P. N., Kirby J. R., Deacon S. H. The effects of morphological instruction on literacy skills: A systematic review of the literature // Review of Educational Research. – 2010. – № 80. – pp. 144–179.

7. Breadmore H. L., Deacon S. H. Morphological processing before and during spelling // Scientific Studies of Reading. – 2019. – № 23 (2) [Электронный ресурс]. – URL: https://doi.org/10.1080/10888438.2018.1499745 (дата обращения: 01.11.2019).

8. Caravolas M. The nature and causes of dyslexia in different languages // The Science of Reading: A Handbook. Eds. M. J. Snowling, C. Hulme. – Oxford, 2005.

9. The International Dyslexia Association: Dyslexia Basics [Электронный ресурс]. – URL: http://www.interdys.org/ewebeditpro5/upload/DyslexiaBasicsREVMay2012.pd (дата обращения 17.09.2019) [Dyslexia Basics].

10. Egelund N., Haug P., Persson B. Inkluderande pedagogik i skandinaviskt perspektiv. Stockholm, 2006. Elwer S., Keenan J. M., Olson R. K., Byrne B., Samuelsson S. Longitudinal stability and predictors of poor oral comprehenders and poor decoders // Journal of Experimental Child Psychology – 2013. – № 115. – pp. 497–516 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23528975 (дата обращения 25.09.2019).

11. Evans P. Including students with disabilities in mainstreaming schools // Meeting special and diverse educational needs: Making inclusive education a reality. H. Savolainen, H. Kokkala, & H. Alasuutari (Eds.). – Helsinki, 2000, pp. 31–39.

12. Fischbein S., Österberg O. Kaikkien lasten koulu. Erityispedagoginen näkökulma lasten kohtaamiseen. – Helsinki, 2009.

13. Fletcher J. M., Shaywitz S. E., Shaywitz B. A. Comorbidity of learning and attention disorders: Separate but equal // Pediatric Clinics of North America. – 1999. – № 46 (5). – pp. 885–897.

14. Gayán Guardiola J. The Evolution of Research on Dyslexia [Электронный ресурс]. – URL: http://ibgwww.colorado.edu/~gayan/ch1.pdf (дата обращения: 20.10.2019).

15. Critchley M. Developmental Dyslexia: Its History, Nature and Prospects // Reading, Perception and Language: Papers from the World Congress on Dyslexia. Eds. Duane D. D. and Rawson M. B. – Baltimore, 1975

16. Göransson K., Nilholm C., Karlsson K. Inclusive education in Sweden? A critical analysis // International Journal of Inclusive Education. – 2011. – № 15 (5). – pp. 541–555. DOI: 10.1080/13603110903165141.

17. Haug P. Pedagogiskt dilemma: specialundervisning. Skolverkets monogradieserie. – Häftad bok Stockholm, 1998. Hinshaw S. P. Externalizing behavior problems and academic underachievement in childhood and adolescence: Causal relationships and underlying mechanisms // Psychological Bulletin. – 1992. – № 111 (1). – pp. 127–155. DOI: 10.1037//0033-2909.111.1.127.

18. Jokinen L. DYSLEKSIA – Osana aikuisopiskelijan arkea. – Helsinki, 2009. Jylhä I. Ohjaus- ja opetustaidot: oppilaiden erot huomioiva pedagogiikka ja didaktiikka // Erilainen oppija – yhteiseen kouluun. Ikonen O., Virtanen P. (toim.). – Juväskylä, 2007.

19. Kauliņa А., Zīriņa T. Creative teaching methods for developing reading literacy in a teaching process // Ad verba līberorum: Linguistics & Pedagogy & Psychology. – 2010. – № 2 (1). – pp. 92–101. https://doi.org/10.2478/v10196-011-0021-2.

20. Kavale K. Mainstreaming: the genesis of an idea // The Exceptional Child. – 1979. – № 26 (1). – pp. 3–21.

21. Korhonen T. ”Lukemis- ja kirjoittamisvaikeudet” // Oppimisvaikeudet: Neuropsykologinen näkökulma. Ed. Lyytinen H. & al. – Helsinki, 1995.

22. Lakkala S. Inklusiivinen opettajuus. Toimintatutkimus opettajankoulutuksessa. Acta Universitatis Lapponiensis 151. – Rovaniemi, 2008.

23. Lauriala A. Changes in research paradigms and their impact on teachers and teacher education: a Finnish case // From teacher thinking to teachers and teaching: the evolution of a research community. Craig C. J., Meijer P. C., Broeckmans J. (Eds.). – Bingley, 2013.

24. Leinonen S. Lukivaikeudet aikuisiässä // Asiakkaana erilainen oppija. K. Strandén (toim.). – Helsinki, 1998.

25. Linnakylä P., Malin A., Taube K. Factors behind low reading literacy achievement // Scandinavian Journal of Education Research. – 2004. – № 48 (3). – pp. 231–250.

26. Lyytinen H., Ahonen T., Eklund K., Guttorm T., Kulju P., Laakso M.-L., Leiwo M., Leppänen P., Lyytinen P., Poikkeus A.-M., Richardson U., Torppa M., Viholainen H. Early development of children at familial risk for dyslexia. Follow-up from birth to school age // Dyslexia. – 2004. – № 10 (3). – pp. 146–178. https://doi.org/10.1002/dys.274.

27. Lyytinen H., Ahonen T., Leiwo M., Lyytinen P. Suomalaislasten lukivaikeuden pitkittäistutkimus syntymästä kouluikään // Psykologia. – 2011. – № 46 (02–03). – pp. 86–91.

28. Metsala J. L., Whalley A. C. Spoken vocabulary growth and the segmental restructuring of lexical representations: Precursors to phonemic awareness and early reading ability // Word recognition in beginning literacy. Metsala J. L., Ehri L. C. (Eds.). – Mahwah, NJ, 1998.

29. Miles T. R. and Miles E. Dyslexia a hundred years on. – 2nd edition. – Buckingham, 1999. Moberg S. Poikkeavuuden hyväksyminen ja poikkeavien sosiaalinen etäisyys. Valtakunnallisen tutkimus- ja kokeiluyksikön julkaisuja 25. – Helsinki, 1984.

30. Moberg S. Opettajien näkemykset inklusiivisesta opetuksesta // Inkluusion haaste koululle. Murto P., Naukkarinen A., Saloviita T. (toim.). – Helsinki, 2001.

31. Morgan W. P. A case of congenital word blindness // British Medical Journal. – 1896. – № 7 (2). – pp. 1378–1389.

32. Naukkarinen A., Ladonlahti T. Sitoutuminen, joustavat resurssit ja yhteistyö – välineitä kaikille yhteiseen kouluun // Inkluusion haaste koululle: oikeus yhdessä oppimiseen. P. Murto, A. Naukkarinen, T. Saloviita (toim.). – Helsinki, 2001.

33. Nation K., Snowling M. J., Clarke P. J. Dissecting the relationship between language skills and learning to read: Semantic and phonological contributions to new vocabulary learning in children with poor reading comprehension // Advances in Speech-Language Pathology. – 2007. – № 9. – pp. 131–139. https://doi.org/10.1080/14417040601145166.

34. Pacton S., Deacon S. H. The timing and mechanisms of children’s use of morphological information in spelling: A review of evidence from English and French // Cognitive Development. – 2008. – № 23. – pp. 339–359. DOI: 10.1016/j.cogdev.2007.09.004.

35. Paulesu E., Demonet J. F., Fazio F., McCrory E., Chanoine V., Brunswick N., Cappa S. F., Cossu G., Habib M., Frith C. D., Frith U. Dyslexia: cultural diversity and biological unity // Science. – 2001. – № 291. – pp. 2165–2187. DOI: 10.1126/science.1057179.

36. Poussu-Olli H.-S. Kehityksellinen dysleksia: Taustatekijöiden yhteydet lukemis- ja kirjoittamishäiriöiden muodostumisessa. Helsingin yliopiston fonetiikan laitoksen julkaisuja 38, syyskuu. – Helsinki, 1993. Puolimatka T. Kasvatus ja filosofia. – Helsinki, 1996.

37. Ricketts J., Davies R., Masterson J., Stuart M., Duff F. J. Evidence for semantic involvement in regular and exception word reading in emergent readers of English // Journal of Experimental Child Psychology. – 2016. – № 150. – pp. 330–345. DOI: 10.1016/j.jecp.2016.05.013.

38. Sage D. D. Administrative Strategies for Achieving Inclusive Schooling // Inclusion. A Guide for Educators. – Baltimore, 1997. Saloviita T. Erityisopetus ja inkluusio. [Special education and inclusion] // Kasvatus. – 2006. – № 37 (4). – pp. 326–342.

39. Saloviita T. Inkluusio eli ”osallistava kasvatus”: 13 perustetta inkluusiota vastaan [Электронный ресурс]. – URL: http://users.jyu.fi/~saloviit/tutkimus/inclusion.html (дата обращения: 22.10.2019).

40. Shakespeare T. Disability rights and wrongs. – London & New York, 2006.

41. Schenker K. Universitetsstudier- tillgängliga för alla? – Malmö, 2005.

42. Sikes P., Lawson H., Parker M. Voices on: Teachers and teaching assistants talk about inclusion // International Journal of Inclusive Education. – 2007. – № 11 (3). – pp. 355–370. https://doi.org/10.1080/13603110701238819.

43. Statens offentliga utredningar (SOU). 2001. Nya villkor för lärandet i den högre utbildningen [Электронный ресурс]. – URL: https://www.riksdagen.se/sv/dokument-lagar/dokument/statens-offentliga-utredningar/sou-2001-1-d1_GPB31d1 (дата обращения: 15.09.2019) [SOU].

44. Stein D. S., Blum N. J., Barbaresi W. J. Developmental and Behavioral Disorders Through the Life Span // Pediatrics. – 2011. – № 128. – pp. 364–373.

45. Söder M. Tränings-och grundsärskolans fysiska och funktionella integrering [The physical and functional integration of special schools]. – Uppsala, 1978.

46. Takala M. Luetun ymmärtämisen kehittäminen strategiaopetuksella // Lukivaikeudesta lukitaitoon. M. Takala & E. Kontu. (toim.). – Helsinki, 2006.

47. Takala M. Inkluusio, integraatio ja segregaatio // Erityispedagogiikka ja kouluikä. Takala M. (toim.). – Helsinki, 2010. Tautiluokitus ICD-10. 2 painos. – Helsinki, 1999 [Stakes].

48. Thambirajah M. S. Developmental dyslexia: an overview // Advances in psychiatric treatment. – 2010. – Vol. 16. – pp. 299–307. DOI: https://doi.org/10.1192/apt.bp.108.006072.

49. Tikkanen A. Aikuisen lukivaikeus, koulutus ja työura. Pro gradu -työ. – Jyväskylä, 2005. Tūbele S. Disleksija vai lasīšanas traucējumi [Dyslexia or Reading Disorders]. – Rīga, 2008.

50. Vehmas S. Erityispedagogiikka ja etiikka // Erityispedagogiikan perusteet. Moberg S., Hautamäki J., Kivirauma J., Lahtinen U., Savolainen H., Vehmas S. (toim.). – Helsinki, 2009.

51. Vellutino F. R., Fletcher J. M., Snowling M. J., Scanlon D. M. Specific reading disability (dyslexia): What have we learned in the past four decades? // Journal of Child Psychology & Psychiatry. – 2004. – № 45 (1). – pp. 2–40. DOI: 10.1046/j.0021-9630.2003.00305.x.

52. Walley A. C., Metsala J. L., Garlock V. M. Spoken vocabulary growth: Its role in the development of phoneme awareness and early reading ability // Reading and Writing. – 2003. – № 16. – pp. 5–20.

53. Wang H. C., Nickels L., Nation K., Castles A. Predictors of orthographic learning of regular and irregular words // Scientific Studies of Reading. – 2013. – № 17. – pp. 369–384. https://doi.org/10.1080/10888438.2012.749879.

54. Witruk E. Assessment and Treatment of Dyslexia – An Overview // Ad verba Liberorum. – 2012. – № 3 (1). – pp. 4–18. DOI: 10.2478 / v10196-011- 0022-1.


Для цитирования:


Зеленин А.В. Дислексия. Дисграфия. Инклюзия (Обзор зарубежных работ). Русский язык в школе. 2020;81(3):31-45. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-3-31-45

For citation:


Zelenin A.V. Dyslexia, Dysgraphia, Inclusion: a Literature Review in the Research Field. Russian language at school. 2020;81(3):31-45. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-3-31-45

Просмотров: 71


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)