Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Обучение сжатому изложению в жанре учебно-научной статьи

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-3-22-30

Полный текст:

Аннотация

Цель данной статьи – показать интерактивные методы и приемы обучения сжатому изложению с творческим заданием – преобразованием исходного текста в учебно-научную статью. Это предполагает не только сокращение текста, но и его стилистическую переработку: изменение адресата, выбор функций языка, жанра, типа речи, языковых средств. При подготовке статьи использовались следующие методы: интерпретация методического опыта в русле культуроориентированного обучения русскому языку, метод исследования текста, методы наблюдения, наглядности, анализ тематики исходных текстов и заданий для изложения, предлагаемого выпускникам на ОГЭ, проблематики занятий внеурочной деятельности (общекультурное направление), метод составления сценария занятия внеурочной деятельности. Результаты данного исследования представлены в формате методической разработки сценария внеурочного занятия «Пушкин – реформатор русского литературного языка», направленного на осмысление обучающимися особенностей исторического развития русского литературного языка как упорядоченной системы, на углубление знаний о научном стиле речи. Новые условия и виды деятельности способствуют более успешному интегрированию новой информации с имеющимися у обучающихся знаниями и приобретению умений и навыков компрессии текста, что поможет выпускникам основной школы продуктивно подготовиться к итоговой аттестации, а в дальнейшем – к продолжению образовательной деятельности.

Об авторе

Л. А. Ходякова
Московский педагогический государственный университет, г. Москва
Россия

доктор педагогических наук, профессор, кафедра методики преподавания русского языка, Институт филологии,

ул. М. Пироговская, д. 1, стр. 1, г. Москва, 119435



Список литературы

1. Валгина Н. С. Теория текста: учеб. пособие. – М., 2003.

2. Граник Г. Г., Борисенко Н. А. Особенности построения учебников, позволяющих реализовать функцию общения / Как учить русскому языку и литературе современных школьников? Школьный учебник сегодня: коллективная монография / под науч. рук. Г. Г. Граник, отв. ред. Н. А. Борисенко. – М.; СПб., 2018.

3. Литневская Е. И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников. – М., 2006 [Электронный ресурс]. – URL: http://new. gramota.ru/biblio/readingroom/textbooks/author/litnevskaya (дата обращения: 27.10.2019).

4. Петрухина Е. В. Русский глагол: категории вида и времени (в контексте современных лингвистических исследований): учеб. пособие. – М., 2009.

5. Ходякова Л. А. Интерактивное занятие внеурочной деятельности «Язык – наивысшая ценность культуры» как подготовка к итоговой аттестации школьников // Наука и школа. – 2019. – № 5. – С. 64–74.

6. Ходякова Л. А. Методика речевого развития творческой личности школьника в контексте культуры: теория и практика: монография. – М., 2018.


Для цитирования:


Ходякова Л.А. Обучение сжатому изложению в жанре учебно-научной статьи. Русский язык в школе. 2020;81(3):22-30. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-3-22-30

For citation:


Khodyakova L.A. Teaching Compressed Rendering in the Genre of a Training Scientific Article. Russian language at school. 2020;81(3):22-30. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-3-22-30

Просмотров: 31


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)