Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

«Эффект бабочки», или Смысловое чтение на метапредметных уроках

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-3-13-21

Полный текст:

Аннотация

В основу статьи положена идея инвариантности содержания текстов различных функциональных стилей. Следование ей позволяет выстроить работу с текстом как с метапредметным объектом познания. Раскрывается система работы на метапредметных (трансдисциплинарных) уроках, которая позволяет сохранить интеллектуальную целостность восприятия мира учащимися. Приводятся задания вводного курса для старшеклассников, который предваряет модульные надпредметные программы по развитию функциональной грамотности. Особый акцент сделан на проблеме формирования умений контекстуализировать знание в процессе смыслового чтения текстов, развитии когнитивной гибкости, понимании метафорического языка науки. Материал соотнесен с новыми формами итоговой аттестации.

Об авторе

Н. Л. Мишатина
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

доктор педагогических наук, профессор, кафедра образовательных технологий в филологии,

Набережная реки Мойки, д. 48, Санкт-Петербург, 191186



Список литературы

1. Асташина Е. И. «Я мечтал формулами». Математическая терминология в романе Е. И. Замятина «Мы» // Русская речь. – 2015. – № 2. – С. 35–42.

2. Замятин Е. И. Мы: роман, рассказы, повесть. – М., 1990.

3. Мишатина Н. Л. Трансдисциплинарный вектор методической лингвоконцептологии // Перспективы науки и образования. – 2019. – № 3 (39). – С. 240–254. DOI: 10.32744/pse.2019.3.18.

4. Морен Э. Образование в будущем: семь неотложных задач // Синергетическая парадигма. Синергетика образования: монография / ред. Астафьева О. Н., Ризниченко Г. Ю. – М., 2007. – С. 24–96.

5. Налимов В. В. В поисках иных смыслов. – М., 1993. Пиплс Пег. Развитие речи и критического мышления у студентов в программах Бард-колледжа (пер. с англ. Н. Микшиной) // Вопросы образования. – 2015. – № 4. – С. 116–129. DOI: 10.17323/1814-9545-2015-4-116-131.

6. Порус В. Метафора и рациональность // Высшее образование в России. – 2005. – № 1. – С. 134–141. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. – М., 1997. – С. 348–356.

7. Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности. Международный доклад [Электронный ресурс]. – URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/10/01/1543328339/advert_sample_chapter.pdf (дата обращения: 05.01.2020).


Для цитирования:


Мишатина Н.Л. «Эффект бабочки», или Смысловое чтение на метапредметных уроках. Русский язык в школе. 2020;81(3):13-21. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-3-13-21

For citation:


Mishatina N.L. «Butterfly Effect» or Semantic Reading at Interdisciplinary Lessons. Russian language at school. 2020;81(3):13-21. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-3-13-21

Просмотров: 42


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)