Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Обучение речи в концепции Н.А. Пленкина

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-6-43-49

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена описанию методического наследия Николая Андреевича Пленкина. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения истории методической науки для прогнозирования ее дальнейшего развития и значимостью вклада Н.А. Пленкина в теорию и практику преподавания русского языка. Материалом исследования послужили научные и учебно-методические труды Н.А. Пленкина, а также рецензии на его книги и публикации о нем. При подготовке статьи использованы такие методы, как анализ научной литературы, метод систематизации и описательный метод. Н.А. Пленкин обогатил методическую науку в области методики развития речи учащихся: разработал оригинальную концепцию обучения связной речи, методику обучающего изложения с языковым разбором текста, внес существенный вклад в становление методики обучения стилистике и культуре речи. В своих книгах и статьях Н.А. Пленкин теоретически обосновал развива- ющие возможности метода анализа текста, а также целого ряда актуальных методических приемов и средств (собирание рассыпанного текста, работа с параллельными текстами, с деформированным текстом, стилистический комментарий и стилистический эксперимент и др.), предложил свою классификацию стилистических ошибок и систему деятельности по их предупреждению.

Об авторе

И. А. Сотова
Ивановский государственный университет
Россия

Ирина Алексеевна Сотова, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и методики преподавания



Список литературы

1. Бабайцева В.В. Методическое наследство Н.А. Пленкина // Русская словесность. – 2002. – № 7. – С. 67–71.

2. Боброва Т.А. Памяти Н.А. Пленкина // Русский язык в школе. – 2002. – № 2. – С. 109–110.

3. Ивченков П.Ф. Н.А. Пленкин. Изложение с языковым разбором текста. Л.: Просвещение, 1968 (Рецензия) // Русский язык в школе. – 1969. – № 3. – С. 125–128.

4. Мамушин В.Е. Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975 (Рецензия) // Русский язык в школе. – 1976. – № 5. – С. 99–101.

5. Пленкин Н.А. Восприятие текста учащимися // Лингвистические знания – основа умений и навыков: сб. ст. из опыта работы / сост. Т.А. Злобина. – М., 1985. – С. 124–149.

6. Пленкин Н.А. Игра «Кубики» как пособие при изучении текста // Русский язык в школе. – 1989. – № 4. – С. 11–18.

7. Пленкин Н.А. Изложение и сочинение – методическое единство // Русский язык в школе. – 1988. – № 1. – С. 24–29.

8. Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. Пособие для учителя. – Л., 1968.

9. Пленкин Н.А. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975. (Рецензия) // Русский язык в школе. – 1975. – № 4. – С. 103–106.

10. Пленкин Н.А. О понятии «богатство речи» // Русский язык в школе. – 1987. – № 3. – С. 32–37.

11. Пленкин Н.А. Повторное обращение к тексту // Русский язык в школе. – 1984. – № 3. – С. 26–32.

12. Пленкин Н.А. Предупреждение стилистических ошибок на уроках русского языка. – М.; Л., 1964.

13. Пленкин Н.А. Примерное планирование материала программы по русскому языку в V классе на 1971/72 учебный год // Русский язык в школе. – 1971. – № 4. – С. 115–121.

14. Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. – М., 1975. Пленкин H.A. Умение создавать текст // Русский язык в школе. – 1981. – № 5. – С. 13–16.

15. Шанский Н.М. Из истории преподавания стилистики в школе // Русский язык в школе. – 2004. – № 4. – С. 50–53.


Рецензия

Для цитирования:


Сотова И.А. Обучение речи в концепции Н.А. Пленкина. Русский язык в школе. 2019;80(6):43-49. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-6-43-49

For citation:


Sotova I.A. Teaching Speech in the Concept of N.A. Plenkin. Russian language at school. 2019;80(6):43-49. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-6-43-49

Просмотров: 1321


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)