Обучение речи в концепции Н.А. Пленкина
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-6-43-49
Аннотация
Статья посвящена описанию методического наследия Николая Андреевича Пленкина. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучения истории методической науки для прогнозирования ее дальнейшего развития и значимостью вклада Н.А. Пленкина в теорию и практику преподавания русского языка. Материалом исследования послужили научные и учебно-методические труды Н.А. Пленкина, а также рецензии на его книги и публикации о нем. При подготовке статьи использованы такие методы, как анализ научной литературы, метод систематизации и описательный метод. Н.А. Пленкин обогатил методическую науку в области методики развития речи учащихся: разработал оригинальную концепцию обучения связной речи, методику обучающего изложения с языковым разбором текста, внес существенный вклад в становление методики обучения стилистике и культуре речи. В своих книгах и статьях Н.А. Пленкин теоретически обосновал развива- ющие возможности метода анализа текста, а также целого ряда актуальных методических приемов и средств (собирание рассыпанного текста, работа с параллельными текстами, с деформированным текстом, стилистический комментарий и стилистический эксперимент и др.), предложил свою классификацию стилистических ошибок и систему деятельности по их предупреждению.
Об авторе
И. А. СотоваРоссия
Ирина Алексеевна Сотова, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и методики преподавания
Список литературы
1. Бабайцева В.В. Методическое наследство Н.А. Пленкина // Русская словесность. – 2002. – № 7. – С. 67–71.
2. Боброва Т.А. Памяти Н.А. Пленкина // Русский язык в школе. – 2002. – № 2. – С. 109–110.
3. Ивченков П.Ф. Н.А. Пленкин. Изложение с языковым разбором текста. Л.: Просвещение, 1968 (Рецензия) // Русский язык в школе. – 1969. – № 3. – С. 125–128.
4. Мамушин В.Е. Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1975 (Рецензия) // Русский язык в школе. – 1976. – № 5. – С. 99–101.
5. Пленкин Н.А. Восприятие текста учащимися // Лингвистические знания – основа умений и навыков: сб. ст. из опыта работы / сост. Т.А. Злобина. – М., 1985. – С. 124–149.
6. Пленкин Н.А. Игра «Кубики» как пособие при изучении текста // Русский язык в школе. – 1989. – № 4. – С. 11–18.
7. Пленкин Н.А. Изложение и сочинение – методическое единство // Русский язык в школе. – 1988. – № 1. – С. 24–29.
8. Пленкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. Пособие для учителя. – Л., 1968.
9. Пленкин Н.А. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975. (Рецензия) // Русский язык в школе. – 1975. – № 4. – С. 103–106.
10. Пленкин Н.А. О понятии «богатство речи» // Русский язык в школе. – 1987. – № 3. – С. 32–37.
11. Пленкин Н.А. Повторное обращение к тексту // Русский язык в школе. – 1984. – № 3. – С. 26–32.
12. Пленкин Н.А. Предупреждение стилистических ошибок на уроках русского языка. – М.; Л., 1964.
13. Пленкин Н.А. Примерное планирование материала программы по русскому языку в V классе на 1971/72 учебный год // Русский язык в школе. – 1971. – № 4. – С. 115–121.
14. Пленкин Н.А. Стилистика русского языка в старших классах. – М., 1975. Пленкин H.A. Умение создавать текст // Русский язык в школе. – 1981. – № 5. – С. 13–16.
15. Шанский Н.М. Из истории преподавания стилистики в школе // Русский язык в школе. – 2004. – № 4. – С. 50–53.
Рецензия
Для цитирования:
Сотова И.А. Обучение речи в концепции Н.А. Пленкина. Русский язык в школе. 2019;80(6):43-49. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-6-43-49
For citation:
Sotova I.A. Teaching Speech in the Concept of N.A. Plenkin. Russian language at school. 2019;80(6):43-49. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-6-43-49