Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Речеведческо-орфографические упражнения: их роль в обучении на основе коммуникативно-деятельностного подхода

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-5-7-12

Аннотация

Статья посвящена вопросам использования речеведческих упражнений в обучении орфографии на основе коммуникативно-деятельностного подхода. Данный подход позволяет сформировать в процессе орфографической подготовки учащихся взаимосвязанное единство правописных (орфографических) и речевых (коммуникативных) умений и навыков, необходимых для практики речевого общения. Благодаря речеведческо-орфографическим упражнениям у учащихся вырабатываются речемыслительные действия при выборе верного написания буквы (или знака) в ходе письма, и как результат формируется свободная опора на правила орфографии при создании собственных связных высказываний, различных по стилю и типу речи. В статье уделяется особое внимание упражнениям, направленным на формирование речетворческих умений учащихся создавать собственные связные высказывания в соответствии с определенной коммуникативной задачей. Кроме того, в статье показано, как, обогащая лексический запас учащихся, можно повысить их орфографическую грамотность. Результаты проведенного исследования основываются на личном опыте преподавания, анализе литературы, наблюдении за процессом обучения, беседах с учащимися и учителями.

Об авторе

Л. Г Ларионова
Южный федеральный университет
Россия

Людмила Геннадьевна Ларионова - доктор педагогических наук, профессор, кафедра теории языка и русского языка.

Ул. Б. Садовая, д. 105/42, г. Ростов-на-Дону, 344006



Список литературы

1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. — 8-е изд., стереотип. — М., 2008.

2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М., 2009.

3. Виньков В.Ю. Пословицы как средство развития речи // Русский язык в школе. — 2005. — № 2. - С. 9-16.

4. Дейкина А.Д., Малявина Т.П.Реализация текстоориентированного подхода на занятиях по коррекции правописных умений и навыков в X—XI классах // Русский язык в школе. — 2011. — № 5. — С. 8—11.

5. Ларионова Л.Г. Русский язык. Орфография в заданиях и вопросах. 5—7 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. — М., 2010.

6. Ларионова Л.Г. Обучение орфографии в аспекте коммуникативно-деятельностного подхода // Русский язык в школе. — 2018. — № 3. — С. 22—28. DOI: 10.30515/0131-6141-2018-79-3-22-28.

7. Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды // Русский язык в школе. — 2000. — № 4. — С. 3—11.

8. Ушаков М.В. Упражнения по орфографии в средней школе: пособие для учителя. — 4-е изд., перераб. — М., 1962.

9. Цейтлин С.Н. Некоторые факторы, обеспечивающие возможность спонтанного освоения орфографических правил // Русский язык в школе. — 2018. — № 6. — С. 27—30. DOI: 10.30515/0131-6141-2018-79-6-27-30.

10. Черепанова Л.В. Инновационные подходы в обучении русскому родному языку. — 2-е изд., перераб. — Чита, 2015.

11. Шанский Н.М. Русские национально маркированные фразеологические обороты // Русский язык в школе. — 1996. — № 2. — С. 72—76.


Рецензия

Для цитирования:


Ларионова Л.Г. Речеведческо-орфографические упражнения: их роль в обучении на основе коммуникативно-деятельностного подхода. Русский язык в школе. 2019;80(5):7-12. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-5-7-12

For citation:


Larionova L.G. Speaking and Spelling Exercises: Their Role in Teaching Using Communicative-activity Approach. Russian language at school. 2019;80(5):7-12. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-5-7-12

Просмотров: 898


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)