Стратегии решения методических проблем в высшем филологическом образовании (На основе идей проф. А.Д. Дейкиной)
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-1-95-100
Аннотация
В статье рассматриваются методические идеи А.Д. Дейкиной, важные для развития высшего филологического образования в России, – идея разработки теоретических основ методики обучения в вузе школьному преподаванию и идея аксиологической лингвометодики. Выделенные аспекты содержания обучения русскому языку с методических позиций (когнитивность, коммуникативность и аксиологичность) отражают четырехкомпонентную структуру содержания образования в целом, базируются на компетентностном и личностно-ориентированном подходе. Показаны возможности реализации этих идей через стратегии лингвометодической подготовки будущего учителя русского языка – когнитивную, проективную и аксиологическую, каждая из которых описана с позиции целей, содержания, формируемых компетенций и механизмов реализации.
Об авторе
Н. А. ИсаеваРоссия
Нина Александровна Исаева, доктор педагогических наук, кандидат филологических наук, профессор кафедры русского языка, филологический факультет
ул. Степана Разина, д. 26, Калуга, 248023
Список литературы
1. Дейкина А.Д. Гуманистическая традиция формирования и развития личности школьника в современном аксиологическом понимании // Современная методическая концепция личностного развития учащихся в процессе изучения русского языка (к юбилею профессора А.Д. Дейкиной) / под науч. ред. Е.А. Рябухиной, В.Д. Янченко; сост. Е.А. Рябухина. – М.; Пермь, 2014. – С. 21–36.
2. Дейкина А.Д. Коммуникативно-когнитивное содержание обучения русскому языку: проблема соотношения // Актуальные вопросы методики преподавания русского языка и русского языка как иностранного. – М., 2016. – С. 19–25.
3. Дейкина А.Д. Методические и организационные основы вузовских форм обучения на современном этапе развития высшей школы // Вузовские формы обучения: современное состояние и перспективы развития: материалы межвузовской научно-практической конференции. – М., 2007. – С. 7–10.
4. Дейкина А.Д. Открытая методика: аксиологичность в современных исследованиях и школьных учебниках по русскому языку // Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка. – М., 2017. – С. 35–40.
5. Исаева Н.А. Лингвометодический органайзер учителя. – Калуга, 2015.
6. Исаева Н.А. Современные стратегии лингвометодической подготовки бакалавра педагогического образования (профиль «Русский язык»): дис. … д-ра пед. наук. – М., 2016.
7. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. – № 3. – С. 3–10.
8. Осмоловская И.М. Культурологическая концепция содержания образования: нужен ли пятый элемент? // Содержание и методы обновляющего образования: развитие творческого наследия И.Я. Лернера: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения И.Я. Лернера (10–12 октября 2017 г.): в 2 т. – М., 2017. – Т. 1. – С. 85–92.
9. Пассов Е.И. Методика как теория и технология иноязычного образования. – Елец, 2010. – Кн. 1.
10. Половинкин А.И. Православная духовная культура: учеб. пособие. – М., 2003.
Рецензия
Для цитирования:
Исаева Н.А. Стратегии решения методических проблем в высшем филологическом образовании (На основе идей проф. А.Д. Дейкиной). Русский язык в школе. 2019;80(1):95-100. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-1-95-100
For citation:
Isaeva N.A. Strategies for Solving Methodological Problems in Russian Higher Philological Education (Based on A.D. Deykina’s Ideas). Russian language at school. 2019;80(1):95-100. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-1-95-100