Взаимосвязь когнитивного и аксиологического подходов в развитии у старшеклассников умений понимания текста
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-1-26-31
Аннотация
Статья посвящена развитию идей школы аксиологической лингвометодики. Рассматривается значение когнитивного и аксиологического подходов для современной методики преподавания русского языка. Идея взаимосвязи когнитивного и аксиологического подходов исследуется применительно к совершенствованию умений понимания художественного текста у старшеклассников. Выявлены когнитивная и аксиологическая составляющая разных этапов текстовой деятельности. Продемонстрирована методика работы над пониманием текста в процессе выделения видов текстовой информации и определения способов ее языкового выражения. Результаты понимания текста зафиксированы в устном интерпретационном высказывании и свидетельствуют о продуктивности взаимосвязанного применения когнитивного и аксиологического подходов для личностного развития и интеллектуального становления старшеклассников.
Об авторе
Е. А. РябухинаРоссия
Елена Анатольевна Рябухина, доктор педагогических наук, профессор кафедры общего языкознания, русского и коми-пермяцкого языков и методики преподавания языков
ул. Сибирская, д. 24, Пермь, 614990
Список литературы
1. Астафьев В.П. Затеси. – М., 2008.
2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – 3-е изд., стер. – М., 2005.
3. Дейкина А.Д. Гуманистическая традиция формирования и развития личности школьника в современном аксиологическом понимании // Современная методическая концепция личностного развития учащихся в процессе изучения русского языка (к юбилею профессора А.Д. Дейкиной): кол. монография / под науч. ред. Е.А. Рябухиной, В.Д. Янченко; сост. Е.А. Рябухина. – М.; Пермь, 2014.
4. Дейкина А.Д. Когнитивная теория методики как стратегическая основа школьного курса русского языка // Филология в пространстве современных гуманитарных исследований: сборник статей по материалам Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 95-летию ПГГПУ и 95-летию филологического факультета. – Пермь, 2016 [Дейкина 2016 а].
5. Дейкина А.Д. Русский язык как источник развития языковой личности (методический взгляд) // Российская словесность – культурный код нации и основа воспитания уважения и любви к родному отечеству. II Всероссийский форум учителей русского языка и литературы на Волге. 22–25 сентября 2016 года. Тезисы докладов, статьи, конкурсные материалы из лучших работ / сост. Л.А. Тропкина. – Волгоград, 2016 [Дейкина 2016 б].
6. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. – 2-е изд., стер. – М., 2002.
7. Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и личность / отв. ред. Д.Н. Шмелев. – М., 1989.
8. Сотова И.А. Теория и практика самоконтроля в письменной речевой деятельности учащихся на уроках русского языка: дис. ... д-ра. пед. наук. – М., 2008.
9. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М., 2000.
Рецензия
Для цитирования:
Рябухина Е.А. Взаимосвязь когнитивного и аксиологического подходов в развитии у старшеклассников умений понимания текста. Русский язык в школе. 2019;80(1):26-31. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-1-26-31
For citation:
Ryabukhina E.A. Use of Cognitive and Axiological Approaches in the Development of Reading Comprehension Skills in High School Students. Russian language at school. 2019;80(1):26-31. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-1-26-31