Аксиологический подход как источник метапредметного обучения русскому языку
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-1-3-9
Аннотация
В статье представлено метапредметное обучение русскому языку как новая методическая система, одним из важных источников которой является аксиологический подход в образовании. Особое внимание уделяется вопросам формирования лингвистического мировоззрения как общего взгляда на мир через язык. Автор обозначает систему ценностей, на которых основано метапредметное обучение русскому языку, и показывает возможные пути формирования этой ценностной системы у школьников и учителей разных предметов.
Об авторе
О. Е. ДроздоваРоссия
Ольга Евгеньевна Дроздова, доктор педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка, заведующий лабораторией междисциплинарных филологических проектов в образовании, Институт филологии
ул. Малая Пироговская ул., д. 1, стр. 1, Москва, 119991
Список литературы
1. Базылев В.Н. О.Е. Дроздова. Метапредметное обучение русскому языку в школе: теория и пути практического воплощения: [Рецензия на монографию. О.Е. Дроздова. Метапредметное обучение русскому языку в школе: теория и пути практического воплощения. – М.: Издательский дом «Международные отношения», 2016] // Русский язык в школе. – 2017. – № 2. – С. 66–67.
2. Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема». – М., 1998.
3. Дейкина А.Д. Духовно-нравственное развитие учащихся средствами русского языка // Реализация современных подходов к преподаванию русского языка с учетом традиций отечественной методики: материалы Всероссийской научно-практической конференции в МПГУ 20–21 марта 2008 г. – М.; Ярославль, 2008.
4. Дейкина А.Д. Полифония и гармония в преподавании русского языка // Интернет-журнал «Проблемы современного образования». – 2013. – № 1. – С. 54-72 [Электронный ресурс]. – URL: http://pmedu.ru/res/2013_1_7.pdf (дата обращения: 22.09.2018).
5. Дейкина А.Д. Приоритетные направления развития методической науки // Учитель, ученый и человек Алевтина Дмитриевна Дейкина / сост. Г.М. Кулаева, В.Д. Янченко. – М.; Оренбург, 2009. – С. 60 70.
6. Дейкина А.Д., Янченко В.Д. Научная школа М.Т. Баранова: формирование лингвистического мировоззрения учащихся // Научные школы Московского педагогического государственного университета. – М., 2008. – Вып. 1. – С. 166−182.
7. Дроздова О.Е. Лингвистическая конференция школьников как поле для метапредметного обучения русскому языку //Русский язык в школе. – 2013. – № 9. – С. 3–8 [Дроздова 2013 а].
8. Дроздова О.Е. Метапредметное обучение русскому языку в школе: теория и пути практического воплощения: монография. – М., 2016.
9. Дроздова О.Е. Метапредметное обучение русскому языку в школе: формирование методической базы // Русский язык в школе. – 2013. – № 8. – С. 5–10 [Дроздова 2013 б].
10. Дроздова О.Е. Приемы метапредметного обучения русскому языку на уроках физики и химии // Славянский мир в прошлом и настоящем: языки, литература, образование: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф., 20-22 мая 2015 г. / отв. ред. В.А. Лаврентьев, Е.В. Архипова. – Рязань, 2015. – С. 200–204.
11. Дроздова О.Е., Шаповалов М.И. Лингвистические аспекты поиска информации в Интернете // Русский язык в школе. – 2015. – № 7. – С. 19–24.
12. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской федерации. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 637-р [Электронный ресурс]. – URL: http://static.government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf (дата обращения: 22.09.2018).
13. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. – М., 2000.
14. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003.
15. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М., 2005.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М., 2011.
17. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: научно-методическое пособие. – М., 2012.
Рецензия
Для цитирования:
Дроздова О.Е. Аксиологический подход как источник метапредметного обучения русскому языку. Русский язык в школе. 2019;80(1):3-9. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-1-3-9
For citation:
Drozdova O.E. Axiological Approach as a Source for the Implementation of Meta-subject Principles in the Teaching of the Russian Language. Russian language at school. 2019;80(1):3-9. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-1-3-9