Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Аксиологический подход как источник метапредметного обучения русскому языку

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-1-3-9

Полный текст:

Аннотация

В статье представлено метапредметное обучение русскому языку как новая методическая система, одним из важных источников которой является аксиологический подход в образовании. Особое внимание уделяется вопросам формирования лингвистического мировоззрения как общего взгляда на мир через язык. Автор обозначает систему ценностей, на которых основано метапредметное обучение русскому языку, и показывает возможные пути формирования этой ценностной системы у школьников и учителей разных предметов.

Об авторе

О. Е. Дроздова
ФГБУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
Россия

Ольга Евгеньевна Дроздова, доктор педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка, заведующий лабораторией междисциплинарных филологических проектов в образовании, Институт филологии

ул. Малая Пироговская ул., д. 1, стр. 1, Москва, 119991



Список литературы

1. Базылев В.Н. О.Е. Дроздова. Метапредметное обучение русскому языку в школе: теория и пути практического воплощения: [Рецензия на монографию. О.Е. Дроздова. Метапредметное обучение русскому языку в школе: теория и пути практического воплощения. – М.: Издательский дом «Международные отношения», 2016] // Русский язык в школе. – 2017. – № 2. – С. 66–67.

2. Громыко Ю.В. Метапредмет «Проблема». – М., 1998.

3. Дейкина А.Д. Духовно-нравственное развитие учащихся средствами русского языка // Реализация современных подходов к преподаванию русского языка с учетом традиций отечественной методики: материалы Всероссийской научно-практической конференции в МПГУ 20–21 марта 2008 г. – М.; Ярославль, 2008.

4. Дейкина А.Д. Полифония и гармония в преподавании русского языка // Интернет-журнал «Проблемы современного образования». – 2013. – № 1. – С. 54-72 [Электронный ресурс]. – URL: http://pmedu.ru/res/2013_1_7.pdf (дата обращения: 22.09.2018).

5. Дейкина А.Д. Приоритетные направления развития методической науки // Учитель, ученый и человек Алевтина Дмитриевна Дейкина / сост. Г.М. Кулаева, В.Д. Янченко. – М.; Оренбург, 2009. – С. 60 70.

6. Дейкина А.Д., Янченко В.Д. Научная школа М.Т. Баранова: формирование лингвистического мировоззрения учащихся // Научные школы Московского педагогического государственного университета. – М., 2008. – Вып. 1. – С. 166−182.

7. Дроздова О.Е. Лингвистическая конференция школьников как поле для метапредметного обучения русскому языку //Русский язык в школе. – 2013. – № 9. – С. 3–8 [Дроздова 2013 а].

8. Дроздова О.Е. Метапредметное обучение русскому языку в школе: теория и пути практического воплощения: монография. – М., 2016.

9. Дроздова О.Е. Метапредметное обучение русскому языку в школе: формирование методической базы // Русский язык в школе. – 2013. – № 8. – С. 5–10 [Дроздова 2013 б].

10. Дроздова О.Е. Приемы метапредметного обучения русскому языку на уроках физики и химии // Славянский мир в прошлом и настоящем: языки, литература, образование: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф., 20-22 мая 2015 г. / отв. ред. В.А. Лаврентьев, Е.В. Архипова. – Рязань, 2015. – С. 200–204.

11. Дроздова О.Е., Шаповалов М.И. Лингвистические аспекты поиска информации в Интернете // Русский язык в школе. – 2015. – № 7. – С. 19–24.

12. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской федерации. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 637-р [Электронный ресурс]. – URL: http://static.government.ru/media/files/GG2TF4pq6RkGAtAIJKHYKTXDmFlMAAOd.pdf (дата обращения: 22.09.2018).

13. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. – М., 2000.

14. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2003.

15. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; под ред. Р.Б. Сабаткоева. – М., 2005.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М., 2011.

17. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: научно-методическое пособие. – М., 2012.


Для цитирования:


Дроздова О.Е. Аксиологический подход как источник метапредметного обучения русскому языку. Русский язык в школе. 2019;80(1):3-9. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-1-3-9

For citation:


Drozdova O.E. Axiological Approach as a Source for the Implementation of Meta-subject Principles in the Teaching of the Russian Language. Russian language at school. 2019;80(1):3-9. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-1-3-9

Просмотров: 280


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)